С чего началось твое знакомство с машиностроением? Как ты пришла в эту «неженскую» отрасль?
Можно сказать, что это произошло случайно. После окончания школы для поступления в институт мне не хватило одного балла. Жаль конечно, обидно! Но чтобы не терять целый год, решила получить средне-специальное образование. Недалеко от дома был машиностроительный техникум, поэтому выбор пал на него. В процессе учебы в техникуме было интересно, стала понимать, что специальные (инженерные) дисциплины даются достаточно легко. Так и окончила техникум с красным дипломом. Окончательно уверовав в то, что машиностроение – это определенно мое, поступила на 1-й курс механико-машиностроительного факультета УГТУ-УПИ и продолжила учебу по специальности «Станки и инструмент».
И молодым специалистом ты пришла в Пумори-инжиниринг инвест. Почему именно в эту компанию, чем был обусловлен выбор?
Еще в УПИ преподаватель по «Металлорежущим станкам» часто приводил в пример оборудование Okuma, представители корпорации «Пумори» часто посещали наш факультет, сотрудничали с деканатом. Компания «Пумори» была у меня на слуху, к тому времени я уже понимала, что Okuma – очень сильный и достойный брэнд, поэтому после института хотелось и дальше работать с высокотехнологичным оборудованием.
Были еще предложения для трудоустройства?
Да, заявлялась еще в несколько компаний, в одной даже уже взяли, но я ждала ответ от «Пумори-инжиниринг инвест». И не ошиблась, получила положительное решение!
Твоя профессиональная деятельность начиналась в качестве менеджера по продаже оборудования. Вспомни, как это было?
Не могу сказать, что было легко и просто, что сразу были сногсшибательные результаты. На то время я называю себя «овощем»: оклад, звонки, работа с документами.
Как самокритично …
Сейчас я объективно могу сказать, что так оно и есть. В основном, помогала начальнику оформлять документы. Не считаю себя в Пумори-инжиниринг инвест отличным продавцом.
Наверно интересно было работать не только с клиентами и с оборудованием, но и с собой в первую очередь?
Думаю, что главная моя проблема была в самоорганизации. Хотя, до сих пор помню свою первую продажу и горжусь ею! Спустя полгода работы я реализовала свой первый станок – токарный обрабатывающий центр Okuma. Это был первый опыт, первый клиент, первый станок. Потом появились и последующие.
Но спустя 3 года ты все-таки решила сменить место работы? Почему?
В какой-то момент наступило профессиональное выгорание. Глаза уже так не горели, а на голове «выросла корона». Мне казалось, что я переросла Пумори, достигла своего потолка в развитии, в карьере и зарплате. Сейчас понимаю, что это был юношеский максимализм, который, в итоге все равно сыграл мне на пользу.
А что принесло тебе новое место работы?
Я ушла в аналогичную компанию и занималась продажами той же группы оборудования, но уже не японского, а китайского производства. Могу сразу сказать, что там мне «корону» быстро сняли. Все пришлось строить заново: отношения с клиентами, коллегами, поставщиками. В отличие от Пумори, где продажи были длинными, здесь они имели более активный характер. Считаю, именно там я и научилась работать. Были и серьезные подъемы в плане продаж, и карьерный рост, но, самое важное, самое бесценное – это опыт!
А что все-таки не сложилось? Что же заставило сделать «зигзаг удачи» и вернуться обратно в Пумори?
Спустя 3 года, я поняла, что не могу заниматься китайским оборудованием. От клиентов поступала масса негатива на поставляемые мною станки, которые стали выходить из строя. Чаще всего такие жалобы принимает на себя именно менеджер по продажам. В итоге у меня не хватило ни сил, ни желания продолжать заниматься этим оборудованием дальше.
Скажу честно, в моих планах не было возвращения в Пумори. Меня уже брали начальником отдела в другую компанию. Но, опять, роль в моей дальнейшей судьбе сыграл, Его Величество, случай. Мне позвонил бывший коллега с Пумори-инжиниринг инвест и сказал, что из компании ушел продукт-менеджер по Okuma. Недолго думая, я набрала телефон нашего генерального директора Владимира Борисовича Ревзина, «напросилась» на встречу и сказала: «Хочу работать с торговой маркой Okuma. Исключительно из-за нее». Так, потеряв в должности, в деньгах, даже на зарплату, меньшую, чем была, меня взяли на должность продукт-менеджера Okuma. И я вернулась в Пумори-инжиниринг инвест!
Не жалеешь об этом?
Нет. Я вернулась другой. Второй раз «вошла в реку» Пумори.
Подскажи, как складывались твои отношения с коллегами, клиентами, поставщиками? Были ли сложности с признанием «женщины-инженера» и профессионала со стороны иностранных партнеров?
В самом начале моей работы действительно приходилось доказывать клиентам, что я не ветреная блондинка, а грамотный инженер. Были такие заказчики, которые словно испытывали меня на знания, прочность, уверенность. Думаю, что я испытания выдержала.
А с представителями Okuma я и ранее была знакома, поэтому с первого дня у нас не было никаких сложностей. Я больше работаю с немецким представительством Okuma, хотя и с японцами приходится плотно общаться. Конечно, есть отличия в менталитете, но я никогда не чувствовала предвзятого отношения к себе. Мне кажется, что для любого человека: японца или европейца неважно кто ты мужчина или женщина. Но точно знаю, что все наши партнеры и клиенты ценят в нас в первую очередь профессионалов!
И если ты обладаешь специальными знаниями, технической грамотностью и компетенциями в машиностроении, умеешь применять их на деле, достигая необходимых результатов, то тебе гарантировано признание.
Вспомни самый интересный или сложный проект с поставкой Okuma.
У меня большинство проектов – сложные, так как оборудование высокоточное и высокотехнологичное. Каждый станок комплектуется под специальные задачи с индивидуальным подходом. Сложность возникает именно в технической части проекта: необходимо собрать оптимальную комплектацию станка как по функционалу, так и по цене! Помню поставку трех порталов Okuma (портальные обрабатывающие центры – прим. ред.) и около 10 токарных и фрезерных станков на одно предприятие. На меня полностью легло согласование комплектации оборудования, техническая переписка с заказчиком и производителем, заказ. Самое главное и ответственное – оформление лицензии. Потом отгрузка, документы для таможни. И так с каждым проектом. Okuma – технически очень сложное оборудование. Скомплектовать станок – это как собрать икэбану. Каждая часть букета должна быть на своем месте и так, чтобы непременно была гармония!
Уже в течение 5 лет ты занимаешься этим продуктом. Сегодня ты являешься руководителем направления Okuma и остаешься верна ей. Что это, преданность бренду, любовь к Японии или слепая вера?
Ну точно не слепая вера, я ведь инженер и хорошо знаю, с чем работаю. Просто очень нравится продукт Okuma. Отчасти я фанатка Okuma! Получается, что это – любовь.
Придется ли когда-нибудь с ним расстаться?
Я точно сделаю все возможное, чтобы этого никогда не случилось. Моя задача стать своеобразным мостиком между разными странами, культурами, сделать их ближе и понятнее друг другу. Поэтому, не взирая на разные внешние факторы, стараюсь развивать сотрудничество, чтобы наши отношения становились крепче, сильнее, плодотворнее.
Традиционно, поделись напутствием для молодых сотрудников, кто только начинает строить карьеру в Пумори-инжиниринг инвест.
Скажу про работу в продажах. Залог успеха заключается в двух словах: терпение и труд.
А разве у других не так?
Не так. Терпение – потому что продажи длинные. У нас от начала до реализации проекта могут пройти годы! У многих не хватает сил и выдержки. А на пути к результату просто необходимы труд и терпение, важно дождаться своего клиента и своей продажи. Знаете, у японцев есть народная мудрость: «Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса дольше, чем его противник». В нашей работе важно иметь самообладание, и результат рано или поздно не заставит себя ждать. Такова специфика отрасли и японская философия.